1 июля 2023 года в Новом музее современного искусства открывается выставка .aq

 

abstract topography 1

 

.aq — интернет-домен верхнего уровня, присвоенный Антарктиде, образованный от слова aqua.

aq  — adversity quotient /коэффициент устойчивости к трудностям/, отражает способность человека адаптироваться к сложным условиям — эмоциональным и физическим трудностям. Чтобы определить уровень aq, человека ставят в непривычную ситуацию и отслеживают его реакцию.

Если посмотреть на карту Антарктиды, то пространство кажется обитаемым: более 20 круглогодично работающих исследовательских станций, предельно актуальные и обещающие технологии, туристический сектор. Есть даже хорошая архитектура: бразильская исследовательская станция Команданте Феррас или британский номадический «Halley VI» на гидравлических ходулях — пример функциональных, инновационных, и в то же время лаконичных, выразительных проектов. Когда в фильме «Куда ты пропала, Бернадетт?» героиня Кейт Бланшетт, архитектор, пытаясь прорваться сквозь жизненный и творческий самообман, оказывается посреди монохромного сияющего пейзажа Антарктики, все встает на свои места. Голубой «паровозик» супер-современной исследовательской станции проползает мимо, словно ископаемое животное, и не вымиравшее вовсе, а просто сохранившееся здесь, на домене «.aq».

Средняя температура летом — −30 °C, зимой — −60 °C. Людей мало, антропогенное воздействие минимальное, социальный нетворкинг стремится к нулю. Любая деятельность, кроме научной, запрещена. Антарктические воды, океанические луга, покровное оледенение. Похрустывающая тишина слепит белым, радует светом, успокаивает отсутствием монотонного ритма. Медленно развивающаяся форма бесконечной воды/льда никуда не торопится, ни с чем не конкурирует. Это такая свобода, такое приятие окружающего мира, что привычные описательные термины теряют смысл.

Боремир Бахарев находит единственно возможный способ говорить об этом пространстве не обесценивая его масштаба. Пространство тишины, науки, неизбежности, красоты, динамики, свободы, многообразия и вечности отражается во «фрагментах», «знаках отсутствия», «абстрактной топографии». В этих беспредметных объектах, как и в подлинном познаваемом нами мире, сталкиваются контрастные фактуры, оттенки, линии. Обычно мы называем беспредметными те формы, которые не укладываются в повседневные ритуалы. Не беспредметно наше отражение в зеркале, вид из окна на кухне, иллюстрации в книгах издательства «Детская литература», вчерашний сон. Но в то же время перед нами именно предметы, объекты предметного дизайна — осязаемые, фактурные, прикасаемые. Они как будто узнаваемы, как будто уже присутствовали в нашем опыте. Более того, всматриваясь в эти объекты можно увидеть не только антарктический космос, но и более близкие знакомые волглые балтийские скалы, темные лесные весенние тропинки с недотаявшим снегом, геометрию невского ледохода, в конце концов.

Автор сравнивает «фрагменты» со знаками, создавая свою систему записывания реальности. Эти формы, к которым так хочется притронуться и удержать, рассказывают не столько о предметной реальности, сколько о времени. Символизируют процессы близкие и родные, но по масштабам совсем с нами не совпадающие. Что пройдет, то будет мило. Что не пройдет, будет дольше нас.

Текст: © Ксения Малич. 2023
 

Новый музей современного искусства 

Санкт-Петербург,
6-я линия В.О. , д. 29

Часы работы:
Пн. – Вт.: выходные дни
Ср. – Вс.: 12:00 – 19:00

Касса музея работает:
Cр. – Вс.: 12:00 – 18:30


com_content-option
article-view
-layout
-task
169-itemid
Трофотодизайн-sitename